- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 14RS0019-01-2025-000725-09 |
Дата поступления | 08.04.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Судья | Подголов Евгений Владимирович |
Дата рассмотрения | 13.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 08.04.2025 | 11:50 | 08.04.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 09.04.2025 | 08:33 | 09.04.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 09.04.2025 | 09:37 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 10.04.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 09.04.2025 | 09:38 | 10.04.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 18.04.2025 | 11:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 10.04.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 18.04.2025 | 12:10 | 18.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 13.05.2025 | 12:30 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 18.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация МО "Город Нерюнгри" | 1434031483 | 1061434000011 | ||||||
ИСТЕЦ | Артамонов Николай Иванович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГКУ РС(Я) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" | 1435339168 | 1191447002042 | ||||||
ИСТЕЦ | Прокурор г. Нерюнгри | 1435058287 | 1031402044563 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||
Заявитель | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | ||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||
|
Дело №
УИД 14RS0019-01-2025-000725-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 13 мая 2025 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Хантаевой О.П., с участием помощника прокурора Самаловой А.А., представителя ответчика Сахъяновой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах Артамонова Николая Ивановича к Администрации муниципального образования «Город Нерюнгри», Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нерюнгри, действуя в интересах Артамонова Н.И., обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Нерюнгри», ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», указав, что прокуратурой г. Нерюнгри проведена проверка по обращению Артамонова Н.И. по вопросу своевременности переселения из аварийного жилья. В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным на основании постановления Нерюнгринской городской администрации № 356 от 02 ноября 2016 года и включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», согласно которой срок переселения граждан установлен до 31 декабря 2023 года. Артамонов Н.И. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от 12 октября 2017 года. Таким образом, допущено нарушение жилищных прав Артамонова Н.И. по обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в установленные сроки. Просит обязать Администрацию МО «Город Нерюнгри», ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в срок до 01 сентября 2025 года предоставить Артамонову Н.И. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
Помощник прокурора г. Нерюнгри Самалова А.А. в судебном заседании исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить.
Истец Артамонов Н.И. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Нерюнгри» Сахъянова Н.А. в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась, в удовлетворении иска просит отказать.
Представитель ответчика ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд читает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца и представителя ответчика.
Суд, заслушав помощника прокурора, возражения представителя ответчика и, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В силу положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы администрации г. Нерюнгри ФИО5 выдан ордер на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, на состав семьи из трех человек, в том числе сына Артамонова Н.И., <данные изъяты> года рождения.
12 февраля 2013 года между наймодателем Администрацией МО «Город Нерюнгри» и нанимателем ФИО5 заключен договора социального найма жилого помещения № 237, в соответствии с которым, наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> <адрес>, для проживания в нем.
Согласно постановления Нерюнгринской городской администрации № 422-сн от 10 октября 2017 года договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, перезаключен с Артамоновым Н.И., в связи со смертью основного нанимателя.
Постановлением Нерюнгринской городской администрации № 356 от 02 ноября 2016 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 2016 года.
26 февраля 2025 года Артамонов Н.И. обратился с заявлением о защите своих прав, в связи с тем, срок переселения, предусмотренный региональной программой, истек, жилое помещение предоставлено не было.
25 февраля 2025 года прокуратурой г. Нерюнгри в адрес ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия), а также в адрес главы Нерюнгринской городской администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, связанного с непредоставлением жилых помещений в связи со сносом многоквартирных домов.
На представления прокурора г. Нерюнгри со стороны ответчиков даны ответы, однако, информация о предоставлении жилого помещения, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу, непосредственного нанимателю Артамонову Н.И. отсутствуют.
Так, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определены цели создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 27 марта 2019 года № 50, в целях обеспечения переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 01 января 2012 года до 01 января 2017 года, утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», в соответствии с которой, срок расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлен до 31 декабря 2023 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что истец Артамонов Н.И., являясь нанимателем жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени жилым помещениям на условиях договора социального найма не обеспечен.
Истец Артамонов Н.И. нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, сведений об обратном материалы дела не содержат, и суду со стороны ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, принимая во внимание, что со стороны органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения вследствие принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу меры по предоставлению жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу при снесении многоквартирного жилого дома не приняты, тогда как срок, установленный республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», по расселению собственников и нанимателем жилых помещений, наступил 31 декабря 2023 года, в отсутствие иного жилого помещения в собственности истца и по договору социального найма, требования прокурора г. Нерюнгри, действующего в интересах Артамонов Н.И. подлежат удовлетворению, с возложением на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, применительно к месту проживания истца.
Каких-либо достоверных сведений о внесении изменений срока в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда исполнительным органом государственной власти не имеется, равно, как и суду при рассмотрении дела представлено не было.
Вместе с тем, Артамонов Н.И. приобрел право пользования спорным жилым помещением, признанного аварийным и подлежащим сносу, от права пользования жилым помещением не отказался, а также не утратил право пользования жилым помещением, со встречными исковыми требованиями ответчик не обращался, вследствие чего, Артамонов Н.И. сохраняет право на предоставление и пользование жилым помещением, тогда как признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет прекращение договора социального найма с нанимателем в целом, а правоотношения между сторонами, в том числе обязанность наймодателя предоставить жилое помещение, продолжают сохраняться.
Вопреки доводам стороны ответчика Администрации МО «Город Нерюнгри» именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного авариным и подлежащим сносу в установленном порядке. Утверждение о том, что орган местного самоуправления является лишь посредником предоставления жилых помещений, между уполномоченными лицами является несостоятельным и не соответствующим вышеприведенным правовым положениям.
Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения, в соответствии с положениями ст. 86 ЖК РФ, возложена на органы местного самоуправления, оснований для удовлетворения искового заявления к ответчику ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» не имеется, так как последний выполняет функции государственного заказчика по приобретению жилых помещений, осуществляет приобретение жилых помещений и обеспечивает их передачу в собственность органа местного самоуправления, который в свою очередь, осуществляет действия по распоряжению такими жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Удовлетворяя требования истца о предоставлении жилого помещения, суд полагает необходимым установить для ответчика Администрации МО «Город Нерюнгри» срок для исполнения настоящего в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления, исходя из следующих обстоятельств.
Механизм реализации республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года» установлен главой 7, согласно которой дирекция после получения от уполномоченного органа уведомления о бюджетных ассигнованиях на соответствующий год в установленном порядке заключает государственный контракт на строительство или приобретение жилых помещений согласно условиям Программы. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами ЖК РФ и ч. 3 ст. 16 Федерального закона о Фонде. Гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений, подлежащих переселению, муниципальными образованиями - участниками Программы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из числа приобретенных жилых помещений в соответствии со ст.ст. 86, 87, 89 ЖК РФ.
Суд учитывает не только приобретение государственным заказчиком жилого помещения, но и необходимость принятия органом местного самоуправления такого жилого помещения, оформления в собственность, в установленном законом порядке, и передачу жилого помещения непосредственно лицу, обеспечиваемому жилым помещением, что требует достаточности времени.
Таким образом, предоставление истцу Артамонову Н.И. жилого помещение на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенное в черте границ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с вышеприведенными положениями, при этом, соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнения принятого судебного постановления в короткие сроки, что свидетельствует о необходимости времени для проведения данной процедуры.
Вместе с тем, суд учитывает, что решение суда должно быть законным, обоснованным, а также исполнимым для лица, на которого возложены обязанности по исполнению определенных действий, в данном случае, в виде возложения обязанности предоставить жилое помещение, что с бесспорной очевидностью в настоящее время является для органа местного самоуправления затруднительным в силу объективных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым предоставить ответчику разумный срок для исполнения обязательства по обеспечению Артамонова Н.И. жилым помещением на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенное в черте границ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), которое требует достаточности времени, соблюдения порядка передачи жилого помещения в собственность органа местного самоуправления и, принимая во внимание, в данном случае, обеспечение наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов истца, суд полагает возможным установить разумный срок для исполнения настоящего решения в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, который, по мнению суда, является наиболее целесообразным и соответствующим не только целям судебной защиты, но и целям исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Нерюнгри в интересах Артамонова Николая Ивановича к Администрации муниципального образования «Город Нерюнгри», Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Нерюнгри», ИНН 1434031483, предоставить Артамонову Николаю Ивановичу, паспорт гражданина <данные изъяты>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по договору социального найма жилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенное в черте границ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья Е.В. Подголов
Решение принято в окончательной форме 27 мая 2025 года.
